Какие татуировки были популярны у бойцов Красной Армии

12 смотр.

Какие татуировки были популярны у бойцов Красной Армии

В советском обществе, во многом лишенном декоративности и эстетики, татуировки, да и любое другое украшательство собственного тела, обычно не поощрялись. Тем не менее, несмотря на строгие порядки, наколки появлялись даже у военнослужащих Красной армии. Но в отличие от тюремных татуировок, армейские наколки не обязательно несли с собой четкое смысловое содержание и конкретизацию статуса и положения их носителей в неформальной иерархии.

Настоящий расцвет искусство татуировки переживает в России на рубеже XIX-XX веков. По некоторым сведениям, наколки дракона в разных вариациях имелись даже у представителей высшей знати того времени, включая великого князя Михаила Александровича, а также самого императора Николая II. Тогда же в Санкт-Петербурге подано первое прошение об открытии тату-салона.

На фронтах Гражданской

В Красной армии наличие наколок не приветствовалось. Тем не менее, учитывая, что значительная часть красноармейцев ранее служила в Русской императорской армии и воевала на фронтах Первой мировой войны, татуированные солдаты в рабоче-крестьянской армии все-таки были.

Порой военнослужащие делали рисунки на теле во время перерывов между боями, что позволяло скоротать время и хоть как-то отвлечься от гнетущих мыслей. При этом считалось, что некоторые символы могут приносить удачу в бою. Иногда на то, чтобы сделать татуировки, солдат толкали идеологические убеждения.

Так, среди бойцов Красной армии была популярна татуировка на левой руке в виде пятиконечной звезды — символа молодой советской республики. Ее популярность объясняется не только идеологической подоплекой и следованием духу времени, но и простотой, ведь нарисовать ее не составляло особого труда даже новичку.

Гораздо сложнее была наколка, изображающая лихого всадника в буденовке. В одной руке он держит саблю, а в другой — большое красное знамя с гербом РСФСР.

ЧИТАТЬ:  Запрещенный Чебурашка. Как советская цензура кромсала произведения Эдуарда Успенского

Менее распространена среди красноармейцев была так называемая Адамова голова — символическое изображение человеческого черепа с двумя перекрещенными костями. До этого такой символ использовался как в Русской императорской армии, так и в вооруженных силах других европейских государств. Обычно череп с костями выражал бесстрашие и готовность отдать свою жизнь за правое дело.

В Красной армии такие изображения иногда набивали чекисты. Однако в большинстве случаев наколка в виде Адамовой головы использовалось в Белой армии, а также среди различных отрядов анархистов, в том числе в армии Нестора Махно.

На память

В 1930-е годы происходит формирование так называемого воровского закона. В местах лишения свободы, особенно в лагерях ГУЛАГа, появляются тюремные сообщества со своей собственной строгой иерархией. Татуировки в этой среде имели четкое смысловое содержание, каждый элемент изображения должен был передавать определенную информацию о его носителе.

В армейской среде было по-другому. Наколки не имели строгой градации. Традиционно татуировки в армейской среде выглядели просто и, помимо прочего, несли в себе функциональную роль. Так, солдаты делали изображения родов войск, символики подразделений, в том числе гербы и флаги. Бывали также корабли, танки, самолеты, в зависимости от того, в каких войсках нес службу красноармеец. Моряки иногда накалывали якорь. Распространенными типами татуировок были и незамысловатые инициалы из трех букв, а также имена — «Коля», «Саня» и прочие.

Некоторые «идейные» рисовали на теле изображение, свидетельствующие о принадлежности к партии. Один из вариантов: серп и молот на красной звезде и венчающая все это аббревиатура ВКП (б) — Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (такое название она носила в период с 1925 по 1952 годы).

Какие татуировки были популярны у бойцов Красной Армии

В окопах под огнем

В период Великой Отечественной войны количество красноармейцев с татуировками резко увеличивается. По мнению исследователей, объяснить это можно двумя причинами. Во-первых, в мирное время армейское руководство по мере возможностей боролась с татуировками, однако в условиях военного времени появились гораздо более важные заботы. Посему наличие или отсутствие изображений на теле солдат командование уже мало заботит.

ЧИТАТЬ:  Что такое «танталовы муки»?

Согласно второй версии, широкому распространению татуировок среди красноармейцев поспособствовало появление на фронте военнослужащих, отбывавших наказание в местах лишения свободы. Уголовники и прочие зеки воевали в составе штрафных батальонов Красной армии. Вполне вероятно, что некоторые их «понятия» перекочевали в армейскую среду. Скорее всего, правдивы оба варианта.

Примечательно, что по сравнению с 1930-ми годами, смысловое наполнение солдатской татуировки увеличивается. Часто наколки делали в память о боях, в которых принимали участие. К примеру, известна татуировка по теме обороны Севастополя — орел, который держит в своих лапах пушку.

В целом получают распространение патриотические наколки, подчеркивающие веру в победу и верность советской родине. Встречались также татуировки с изображением вождей партии — Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Скорее всего, в армейскую среду они были привнесены зеками-штрафниками. Известно, что заключенные в лагерях рисовали их на груди, наивно полагая, что в случае чего стрелять в вождей надзиратели и чекисты не посмеют.

Автор: Иван Прошкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Другие интересные статьи

12 смотр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 3 =